Зимняя уборка территорий

Основной задачей зимней уборки дорожных покрытий является обеспечение нормальной работы городского транспорта и движения пешеходов. Уборка городских территорий зимой трудоемка. Сложность организации уборки связана с неравномерной загрузкой парка снегоуборочных машин, зависящей от интенсивности снегопадов, их продолжительности, количества выпавшего снега, а также от температурных условий.

В холодный период года (с 1 октября по 15 апреля) работники ТОО «ЛТД Тұрмыс» выполняют основные виды работ:

содержание дорог (уборка снежно-ледяных образований и обработка противогололедными реагентами);

содержание тротуаров, пешеходных дорожек, автобусных остановок (уборка снежно-ледяных образований и обработка противогололедными реагентами);

вывоз снега.

Содержание дорог

 Городские территории работники ТОО «ЛТД Тұрмыс» зимой убирают в два этапа:

  • расчистка проезжей части и проездов;
  • удаление с городских проездов собранного в валы снега.

Выполнение снегоочистительных работ возможно при условии строгого соблюдения технологических режимов, которые обуславливают зависимость времени работы машин от начала снегопада, что требует практически круглосуточной готовности машин к работе. Поэтому в городах на период снегопадов рекомендуется предусматривать круглосуточное дежурство пескоразбрасывателей и плужно-щеточных снегоочистителей. Число таких машин должно быть минимальным и обеспечивать уборку только наиболее ответственных магистралей, отличающихся особенно напряженным движением транспорта, в первую очередь городского пассажирского. Остальные пескоразбрасыватели и плужно-щеточные снегоочистители должны работать в 1,5 смены. При этом необходимо, чтобы время их работы совпадало с часами наиболее интенсивного движения транспорта. Все другие машины, применяемые при зимней уборке, должны работать также в 1,5 смены.

 

Последовательность и периодичность выполнения работ зимней уборки улично-дорожной сети города Шымкент

Виды уборочных работПоследовательность и периодичность выполнения работ для первой очереди уборкиПоследовательность и периодичность выполнения работ для второй очереди уборки
Подметание и сдвигание свежевыпавшего снега толщиной до 5 см.В дни снегопада сразу после выпадения снега, время уборки в течение 3,5 часа. 1 раз в суткиСразу после окончания уборки улиц 1 очереди в течение 5,5 часов после выпадения снега
Подметание и сдвигание свежевыпавшего снега при длительных, интенсивных снегопадах толщиной свыше 5 см. до 15см. и более.Очередное подметание производится при выпадении каждых 5 см снега или 3 раз в суткиСразу после окончания очередной уборки улиц 1 очереди или 3 раза в сутки
Посыпка песком или смесью песка с хлоридами улиц, тротуаров, остановочных павильонов.Во время гололеда или сразу после очередного подметания и сдвигания снега с территории.Во время гололеда или сразу после очередного подметания и сдвигания снега с территории.
Очистка территории от наледи, уплотненного снега и льда1 раз в трое суток1 раз в трое суток
Подметание территории в дни без снегопада1 раз в сутки в дни без снегопада1 раз в двое суток в дни без снегопада
Очистка урн от мусора1 раз в сутки1 раз в сутки

Для определения сроков удаления снега с городских дорог и проведения работ по борьбе с гололедом улицы делят на три категории:

Первая категория — выездные магистрали; все улицы с интенсивным движением, имеющие троллейбусные и автобусные линии; улицы, имеющие уклоны, сужение проездов, где снежные валы особенно затрудняют движение транспорта;

Вторая категория — улицы со средней интенсивностью городского транспорта; площади перед вокзалами, зрелищными предприятиями, магазинами, рынками и прочими местами с интенсивным пешеходным движением;

Третья категория — улицы города с небольшой интенсивностью движения транспорта.

Качество снегоочистки зависит от состояния и свойств снега. При борьбе с гололедом или с образованием снежно-ледяных накатов широко применяют химические реагенты, водные растворы которых замерзают при низких температурах. Температурные условия определяют выбор материалов

 

Область применения химических материалов

Технологическая операцияМатериалы, применяемые при температуре, С
выше -15ниже -15
Снегоочистка дорожных покрытий подъемов, въездов на мосты и т. д.Неслеживающаяся смесь

Пескосоляная смесь на основе хлористого натрия

Песок или песок с хлоридами (соль из расчета 6% от массы песка)
Борьба с гололедом профилактическим методомНеслеживающаяся смесь или хлористый калий, ингибированный фосфатамиПесок или песок с хлоридами (соль из расчета 6% от массы песка)
Борьба с гололедом пассивным методомПескосоляная смесь на основе хлористого натрия или хлористый калий, ингибированный фосфатамиПесок или песок с хлоридами (соль из расчета 6% от массы песка) ингибированный фосфатами
Скалывание льда профилактическим методомХлористый калий, ингибированный фосфатамиХлористый калий, ингибированный фосфатами
Скалывание льда пассивным методомНеслеживающаяся смесь при крупности зерен 7 ммХлористый кальций при крупности зерен 7 мм.

Обработка проезжей части городских дорог противогололедными материалами начинается сразу с началом снегопада. В первую очередь обрабатываются наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц — крутые спуски и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного транспорта.

Работы по зимнему содержанию проезжей части улиц включают:

  • механизированное подметание и сгребание снега подметально-уборочными машинами и подметальными тракторами;
  • посыпка дорог ПГМ (распределение противогололедных материалов на дорогах КДМ с распределяющим устройством);
  • подготовка вала бульдозерами и автогрейдерами;
  • разгребание и сметание валов снега на перекрестках и въездах во дворы;
  • разгребание валов снега на остановках общественного транспорта и пешеходных переходах;
  • зачистка прилотковой полосы после погрузки и вывоза снега;
  • вывоз снега автосамосвалом на снежную свалку;
  • погрузка валов снега с проезжей части дорог в автосамосвалы;
  • погрузка снега снегопогрузчиком в автосамосвал;
  • удаление наката;
  • уборка снега вдоль проезжей части вручную;
  • переброс снега шнекороторными снегоочистителями.

Очистка дорог от снежно-ледяных образований (один цикл) с применением противогололедными материалами предусматривает следующие этапы:

  • выдержка;
  • обработка дорожных покрытий противогололедными материалами;
  • интервал;
  • сгребание и сметание снега.

Если после окончания первого цикла работ снегопад продолжается, цикл работ повторяют необходимое число раз.

Очистка дорожных покрытий от снега производится путем сгребания и сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями. Работу снегоочистителей необходимо начинать с улиц, имеющих наиболее интенсивное движение транспорта и на которых противогололедные материалы распределялись в первую очередь с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать заданный период между внесением материалов, сгребанием и сметанием снега.

Плужно-щеточные снегоочистители имеют небольшую ширину захвата, в некоторых случаях меньшую, чем ширина очищаемой дороги. При работе на такой дороге плужно-щеточного снегоочистителя образуемый им небольшой вал снега препятствует движению транспортных средств и прикатывается. Этот недостаток устраняется путем организации снегоочистки звеном машин, при которой за один проход машин производится очистка всей полосы движения транспорта в одном направлении и образование вала снега в прилотковой полосе.  При длительном снегопаде циклы механизированного подметания проезжей части осуществляются после каждых 5 см свежевыпавшего снега. Время, необходимое на подметание внекатегорийных дорог, дорог 1 и 2 категории не должно превышать 3-х часов.

Время, необходимое на подметание городских дорог 3 и 4 категории не должно превышать 6 часов. Перед подметанием лотков сначала убираются тротуары, чтобы исключить повторное загрязнение лотков, для чего время уборки тротуаров должно быть скоординировано с графиком работ подметально-уборочных машин.

Запрещается сбрасывание снега с тротуаров на проезжую часть. На тротуарах производится формирование снежных куч для последующего вывоза. Сформированные кучи не должны мешать механизированной уборке тротуаров.

Содержание тротуаров

Основной задачей зимней уборки тротуаров является обеспечение нормального движения пешеходов независимо от погодных условий.

Работы по содержанию тротуаров включают следующие операции:

  • уборка снега вручную;
  • механизированное подметание и сгребание снега подметальными тракторами;
  • очистка тротуаров от наледи;
  • обработка тротуаров противогололедными материалами;
  • погрузка и вывоз снега;
  • очистка урн от мусора.

Механизированное подметание и ручная зачистка на тротуарах, лестничных сходах, пешеходных дорожках и посадочных площадках начинаются сразу по окончании снегопада. При интенсивных длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки ПГМ должны повторяться после каждых 5 см выпавшего снега.

Время, необходимое для выполнения снегоуборочных работ на тротуарах внекатегорийных дорог и дорог 1,2 категории, не должно превышать 2-х часов после окончания снегопада. Время, необходимое для проведения снегоуборочных работ на тротуарах дорог 3 и 4 категории, не должно превышать 4-х часов после окончания снегопада.

Работы по содержанию остановок общественного транспорта:

очистка остановок общественного транспорта от уплотненного снега, сдвигание снега в валы и кучи, отбрасывание снега на расстояние до 3-х метров, сбор случайного мусора;

вывоз бытового мусора с погрузкой вручную;

посыпка остановочных площадок.

Сбор случайного мусора производится в течение рабочего дня.

Очистка остановок общественного транспорта от уплотненного снега, сдвигание снега в валы и кучи, отбрасывание снега на расстояние до 3-х метров, вывоз бытового мусора с погрузкой вручную, посыпка остановочных площадок производится в ночное время до 6 часов утра.

Вывоз снега

Вывоз снега с улиц и проездов осуществляется в два этапа: первоочередной (выборочный) вывоз снега от остановок городского пассажирского транспорта, наземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов, въездов на территорию больниц и других социально важных объектов осуществляется в течение 3 дней после окончания снегопада. После каждого прохода снегопогрузчика должна производиться операция по зачистке дорожных лотков от остатков снега и наледи с последующим их вывозом.